ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Сакральное значение белорусского фартушка

У женщин была масса забот — приготовление еды, уборка, уход за скотиной, стирка и так далее. Важной была защита верхних юбок от грязи и являлась основной практической задачей передника. Помимо этого, по цвету и/или вышивке на переднике можно было понять, кто перед тобой — девица или замужняя женщина.

После завершения работы передник должен висеть на кухне, на видном месте. При этом важно стирать его руками .

Передник, который пришёл в негодность, не должен был оставаться в доме. Его нужно поблагодарить за защиту и заботу, а потом со светлыми мыслями отнести подальше от жилья и сжечь, вознеся молитву богам за заступничество.

Передников у любой женщины было несколько - праздничных, траурных и будничных.

Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета!

Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы.

Праздничный же передник шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани - он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.

Фартук украшался роскошными лентами и вышивками.

В узорах использовались как простые геометрические мотивы, так и сложные сюжеты, включающие зверей, птиц и людей. Фартук или передник должен был закрывать наряд спереди (полностью или частично) и обязательно сочетаться с узорами на рукавах.

Как уже говорилось, передник был оберегом сам по себе. Но ему можно было придать дополнительную силу, добавив обережную вышивку. Подавляющее большинство славянских орнаментов так или иначе содержали в себе магические элементы. Как правило, это были знаки богов или сакральных символов.

Полную версию экскурсии "Сакральное значение белорусского фартушка" можно скачать здесь.

 

Красный угол в избе

Принцип организации пространства в славянской избе оставался практически неизменным в течение многих столетий. Согласно традиции, каждая жилая зона, стена или часть интерьера в крестьянском доме обладала не только функциональным, но и символическим смыслом. При этом особое значение придавалось красному углу, где обычно располагались иконы. Образ хаты включает 4 угла, которые сходятся в центре. Каждый из них отнесен к той или иной поре года и раскрывает не только природные праздники, но и семейно – обрядовые традиции — рождение, свадьбу, переселение в новый дом, похороны и поминание покойника.

К теме «Зима» относится хозяйский угол, который традиционно размещался около входа напротив печи, так называемый «бабий угол». В зимнее время сельская хата превращалась в ремесленную мастерскую. Долгими вечерами при свете лучины или каганца здесь изготавливали ложки и посуду, пряли, ткали, вышивали или шили одежду.

«Весна» — это «покуть» или «красный угол» — наиболее праздничное место в хате. Под окнами ставились лавки практически на всю длину стен и стол, накрытый скатертью, на котором оставляли хлеб, прикрытый рушником. В углу развешивались образы, убранные узорными рушниками, к потолку крепился соломенный паук.

Тему лета иллюстрирует часть помещения от печи до стены, где находился спальный помост. На нем лежали набитый сеном или соломой «сенник», подушки, постилки. Тут же вешалась детская люлька. Под потолком прикреплялись тонкие жерди для одежды.

«Осень», пора достатка — это прежде всего печь. Около нее находились «кочерыжник», где составляли печной инвентарь. Под потолком здесь тоже крепились жерди, на которых сушили одежду и ткань. Рядом с печью — хлебная дежа. А около печи притаился домовой.

Именно здесь сидел хозяин или самый почетный гость, а во время свадьбы – жених и невеста.

Сама изба, по мнению ученых, представляет собой символическую модель мироздания, поскольку отражает представления людей об устройстве Вселенной.

Полную версию экскурсии "Красный угол в избе" можно скачать здесь.

 

Тайны славянской вышивки

 

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков

Кроме солнца большое значение для славян имели земля, небо, вода. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь. Ведь основным занятием было земледелие. И от погодных условий зависел урожай, а значит, и жизнь человек

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигурой в центре и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу.

Каждая вышивка имела свои особенности:

  • делалась вышивка без узелков
  • закреплялась нить без узлов,
  • оберег для ребенка вышивался красными или черными нитками,
  • для улучшения финансового благополучия или защиты предпринимательства от рисков, сделайте вышивку зелеными нитками,
  • мелкие предметы вышивались одним цветом ниток,

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей. Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты. Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская.

Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли.

Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

Полную версию экскурсии "Тайны славянской вышивки" можно скачать здесь.

 

Белорусская хата. Особенности постройки

 

До XIX века белорусы строили хату «в шулы»: применяя вертикальные бревна с пазами. На выступы клали жерди-латы, служившие основой крыши. Иногда верх крыши украшали коньком — резной птицей, сдвоенными головами коней. Крыли хату соломой, камышом, дранкой, еловым гонтом, черепицей, с XX в. появляется жесть. Солома бралась только обмолоченная, крупная и ржаная. Слой соломы, толщиной примерно в 15 см, разворачивался по крыше и прижимался длинной рейкой. За соломенной крышей нужно было следить особенно, присматривать за её сохранностью, укладкой, вовремя чинить, заполнять проплешины.

Порог (белор. ганак) в хате высокий, а двери низкие — чтобы тепло зря не уходило. Двери были одностворчатые, на железных засовах. До конца XIX века пол в хате был земляной или глинобитный («ток»), который заменил деревянный пол на лагах из струганных досок. В хозяйственных помещениях пол глинобитный был долго. Делали его так: на разровненную землю сыпали сырую глину и начинали били по ней острыми концами деревянных молотков, а я ямки сглаживались тупыми концами. Делалось это неоднократно. Потом песок трамбовали колодой, а позже бельевым вальком. Пол становился как бетон. Утепляли хату, конопатя мхом.

Особой остановкой или убранством белорусская хата, конечно же, не отличалась. В ней были стол, обычно на козлах, услон, зэдлик, топчан, сундуки или лари для хранения одежды и прочего, колыбель, лавы, полки, полати, разборные кресна. Каждая вещь имела своё место, определенное вековыми традициями. Услон представлял собой небольшую переносную лавку из толстой доски на ножках, часто из расколотого куска дерева с четырьмя ровно подпиленными сучьями, они и были ножками. Колыбель (люлька) на веревке подвешивали к потолку. В ней спал ребёнок. В конце XIX в. появилась люлька на ножках с дугообразными брусками. Массивная длинная широкая доска, укрепленная на колодках или ножках, называлась лавой. В хате были обычно две неподвижные лавы вдоль стен, сходившиеся в красном углу. Там часто стояла дежа с хлебом. Для посуды служила полка — прикрепленная к стене доска с боковой стенкой, иногда в несколько ярусов вдоль стены от угла к дверям. В Полесье её называли коником (боковые стенки выпиливали в виде конской головы).

Полати многим известны по русскому быту. Это настил из досок, на котором спали. Крепились они возле печи на уровне лежанки на прибитой к стене хаты горизонтальной рейке и к двум подвешенным к балке планкам. Старики любили спать на печи. Молодоженам летом отводили камору, а летом полок или сеновал.

Деревенская хата освещалась плохо. Вместо полноценных окон долгое время на Беларуси просекали в стене дыры, примерно 35х35, в которых вместо стекла был бычий пузырь. Зимой эти дыры просто затыкали тряпкой или закрывали ставней. На исходе крепостного права встречались хаты, где окон вообще не было. Исчезли они совсем только к началу XX в. Тогда уже не могла встретиться хата с бычьим пузырем вместо окон. Окна стали стеклянными, впрочем, совсем небольшими, и хата с сумерками освещалась лучником — вертикально вставленной в подставку (крестовину, полено, колодку) палочку с расщеплённым концом или с особым железным приспособлением для крепления лучины.

Неотъемлемой вещью каждой хаты были кросны — станок для домашнего ткачества. Он включал в себя «ставы» — деревянный каркас, на котором собирают важнейшие узлы станка; «навои» — два деревянных вала, на один из которых навивают нити основы, а на другой наматывают полотно; «ниты», — надетые рядами два параллельных прутка (верхний и нижний) нитяные петли, сквозь которые протягивают нити основы (от количества нитов зависит узор ткани); «бёрда» — приспособление для прибивания уточной нити, состоящее из тонких узких пластинок наподобие гребешка с двумя спинками и вкладывающееся в «набилицы».. Зимой хата превращалась в маленькую мастерскую, ведь летних ежедневных работ уже не было, оставалось только глядеть за скотиной. Поэтому здесь и ткали холсты, и, при свете лучины или каганца, шили одежду, вышивали, вязали.

Хозяйство белорусского крестьянина не могло обойтись без необходимых бытовых вещей.

Без баклаги — двудонного бочонка, в котором носили воду, в хозяйстве не обходились. Белорусы делали их из дубовых или еловых клепок (их длина в 1,5-2 раза меньше диаметра дна). В одной из клепок было отверстие с затычкой. Баклага обычно висела в хате на гвозде. Еду во время жатвы или сенокоса носили в спарышах — глиняной посуде из двух либо трёх горшков с крышками, скрепленных ручкой. Кадка для готовки хлебного теста звалась дежей. Выпуклый сосуд с узким горлом, плоским дном, с одним или двумя ушками в Белоруссии называется гляк. Одни были совсем маленькими, другие доходили до 10 литров. В гляке носили воду в поле, настаивали лекарственные травы, хранили растительное масло. Немного отличался от гляка збан — высокий сосуд с выпуклыми боками, несколько суженым горлышком, с носиком и ручкой. В больших ночвах-корытах секли капусту, мясо на колбасы, стирали, купали детей, в меньших (опалушках) провеивали зерно. Деревянный сосуд с ручкой для воды или кваса назывался карец..

Маслобойка. Это обычно высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину.

Полную версию экскурсии "Белорусская хата. Особенности постройки" можно скачать здесь.