ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Об организации школьного питания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ в 2020/2021 учебном году

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся.

Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

2. Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

3. Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

4. Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

5. Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству».

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2012 г. № 127 «О создании условий для питания работников».

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания».

12. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже».

13. Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 октября 2016 г. № 35 «О перечнях продукции общественного питания и товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь».

14. Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13 августа 2018 г. № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования».

15. Инструкция № 2.4./3.5.1.10-16-31-2005 «Организация и контроль за проведением профилактической дезинфекции в учреждениях для детей», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 7 сентября 2005 г. №  136.

16. Инструкция № 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль  С - витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.

17. Инструкция об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135.

18. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией» (вместе с «Методическими рекомендациями по питанию детей с целиакией и другими формами непереносимости глютенсодержащих злаков»).

19. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 793 «О некоторых вопросах организации питания детей с фенилкетонурией».

20. Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 183.

21. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 119.

22. Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2012 г. № 32.

23. Санитарные нормы и правила «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2012 г. № 180.

24. Санитарные нормы и правила «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам»; Гигиенический норматив «Показатели безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь           от 21 июня 2013 г. № 52.

25. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880.

26. СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия».

28. Сборник технологических карт блюд диетического питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 февраля 2003 г. № 7/8.

28. Сборник технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.

20. Сборник технологических карт кондитерских и булочных изделий для торговых объектов общественного питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20 апреля 2007 г. № 26.

30. Сборник технологических карт белорусских блюд, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 3 января 2012 г. № 2.

31. Сборник технологических карт на кулинарную продукцию общественного питания, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 4.

32. Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста, утвержденный постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 2015 г. № 18.

Кроме вышеназванных нормативных правовых актов и документов используются:

в учреждениях дошкольного образования и специальных дошкольных учреждениях:

постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»;

Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях»;

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8;

в учреждениях общего среднего и специального образования:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (далее – постановление № 177);

Санитарные нормы и правила «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 197;

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206;

Сборник нормативно-технологической документации по организации питания детей, обучающихся и воспитывающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (НПО, 2005 г.);

в детских интернатных учреждениях:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних»;

Санитарные нормы и правила «Требования для социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 196;

в учреждениях профессионально-технического образования:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 953 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования»;

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 мая 2013 г. № 38;

в учреждениях высшего и среднего специального образования:

Санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования для учреждений высшего образования и учреждений дополнительного образования взрослых», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 октября 2012 г. № 167;

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 мая 2013 г. № 38.

III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

При организации питания обучающихся в учреждениях образования необходимо обеспечить:

- соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам обучающихся учреждений образования;

- сбалансированность по пищевым веществам, включая белки (в том числе белки животного происхождения), жиры (в том числе жиры растительного происхождения), витамины, минеральные вещества;

- максимальное разнообразие рациона питания по пищевым продуктам;

- оптимальный режим питания;

- сохранение высоких вкусовых качеств и исходной пищевой ценности продуктов питания в процессе технологической обработки;

- лечебное (диетическое) питание для нуждающихся обучающихся в соответствии с рекомендациями специалистов органов и учреждений здравоохранения;

- соответствие продовольственного сырья и пищевых продуктов установленным требованиям к их качеству и безопасности согласно техническим нормативным правовым актам;

- качество и безопасность предоставляемого питания, соблюдение требований санитарных норм и правил, предъявляемых к состоянию объектов общественного питания, транспортировке, хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, приготовлению и раздаче блюд и организации их потребления.

Питание в учреждениях образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разрабатываемых с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии, утвержденных норм питания, дифференцированных по возрасту обучающихся, с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.

На основе примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных и иных особенностей составляются дневные рационы питания, единые для обучающихся, которым предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств родителей или иных законных представителей (за исключением обучающихся, которые нуждаются в лечебном (диетическом) питании), и утверждаются руководителем учреждения образования или субъекта предпринимательской деятельности, подписываются заведующим производством и лицом, ответственным за формирование цен в столовой учреждения образования.

Указание на необходимость неукоснительного выполнения данной нормы при организации питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования и требование обеспечить постоянный контроль за предоставлением питания по единым дневным рационам для обучающихся независимо от условий платы за него содержится в поручении Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2017 г. № 05/209-17/935р.

При составлении дневных рационов питания различие наборов продуктов каждой возрастной группы реализуется изменением выхода блюд.

Питание обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, не получающих льготного или бесплатного питания по скомплектованным рационам, организуется по меню свободного выбора.

При составлении меню в рационы питания не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд.

Обращаем внимание, что при организации питания обучающихся в учреждениях общего среднего образования используются колбасы и сосиски вареные только высшего и первого сортов и не более 1 раза в неделю при одноразовом приеме пищи; в учреждениях дошкольного образования используются колбасы и сосиски вареные высшего сорта или с маркировкой «Для детей дошкольного и школьного возраста» и не более 1 раза в неделю.

На все реализуемые блюда и изделия в объектах общественного питания должны быть технологические карты, оформленные в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

При наличии сборников технологических карт, утвержденных в установленном порядке, дополнительного оформления технологических карт на блюда и изделия, включенные в данные сборники, не требуется.

Рекомендуем внедрять информационные технологии для разработки рационов питания и мониторинга выполнения установленных норм питания.

Выполнение денежных норм расходов на питание следует контролировать раз в пять дней. В пределах указанного периода отклонение в выполнении денежных норм расходов на питание в отдельные дни может составлять +10 процентов.

Для организации качественного питания детей с фенилкетонурией в объектах общественного питания учреждений образования должна быть предусмотрена для них отдельная посуда и инвентарь для приготовления блюд низкобелковой диеты с целью предупреждения перекрестной контаминации продуктов.

Питание детей с фенилкетонурией осуществляется за счет средств бюджета (на основании подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 307). Возможна доплата за питание родителями (законными представителями).

При необходимости осуществляется прием и использование для организации питания детей с фенилкетонурией в учреждениях образования отдельных специализированных безбелковых (низкобелковых) пищевых продуктов, приобретенных родителями (законными представителями) воспитанников.

В соответствии с пунктом 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» областным и Минскому городскому Советам депутатов в пределах своей компетенции рекомендовано принимать дополнительные меры по социальной поддержке обучающихся при организации питания (за исключением организации питания при проведении образовательных мероприятий).

IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА

В учреждениях образования за счет средств бюджета может предоставляться одно-, двух-, трех- и четырехразовое питание в зависимости от вида учреждения образования и времени пребывания обучающегося в учреждении образования.

Категории учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, которым может предоставляться питание за счет средств бюджета, определены в пункте 11   постановления № 177 и пунктах 5, 11 Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением № 177.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что если гражданин имеет одну и ту же льготу по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь, то льгота предоставляется по одному из оснований на его выбор.

В соответствии с пунктом 6 постановления № 177 питание учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования.

Постановлением № 307 предусматривается снижение платы за питание на 30 процентов только для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Если в семье воспитываются дети дошкольного и школьного возраста и один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, а второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования, но только один ребенок получает дошкольное образование, следовательно законные представители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.

Для предоставления питания за счет республиканского (местных) бюджетов для обучающихся из малообеспеченных семей учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи обучающегося производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

При определении среднедушевого дохода семьи обучающегося в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

V. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН, МЕРОПРИЯТИЯ ПО УДЕШЕВЛЕНИЮ ПИТАНИЯ 

Формирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, осуществляется в порядке, определенном Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Необходимо обеспечить строгое соблюдение установленного порядка ценообразования и не допускать превышения установленного предельно максимального уровня торговых надбавок и наценок на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.

Стоимость питания учащихся, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств родителей в учреждениях общего среднего образования (в рамках конкретного учреждения образования) устанавливается с применением единой надбавки и наценки, но не выше установленного их предельно максимального уровня. В иных учреждениях образования предельные максимальные торговые надбавки и наценки применяются дифференцировано в зависимости от использования средств бюджета.

Проводить работу по удешевлению питания:

обеспечивать приобретение товаров, используемых в качестве сырья для производства продукции общественного питания, непосредственно у производителей и импортеров;

организовать взаимодействие с сельскохозяйственными организациями по осуществлению поставок объектам общественного питания учреждений образования продукции животноводства и растениеводства;

осуществлять развитие собственной заготовительной базы.

VI. ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИВЫЧКИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Особое внимание необходимо уделять культуре обслуживания при предоставлении питания обучающимся, эстетическому оформлению залов объектов общественного питания.

Для максимального охвата обучающихся горячим питанием и воспитания культуры потребления целесообразно внедрять современные технологии приготовления пищи, а также различные формы обслуживания детей и учащейся молодежи.

В ассортименте товаров, реализуемых в объектах общественного питания учреждений образования, в том числе и в школьных буфетах, кафе, необходимо предусматривать обязательное наличие соков, нектаров плодовых (фруктовых), овощных (с содержанием соковых веществ не менее 50 процентов), молочных, кисломолочных продуктов, в том числе обогащенных микронутриентами, а также других продуктов высокой пищевой и биологической ценности, отвечающих принципам здорового питания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Необходимо ограничивать ассортимент реализуемых кондитерских изделий промышленного производства: конфет, шоколадных батончиков, карамели, драже, печенья (например, не более 2 наименований каждого вида указанных изделий) в объектах общественного питания учреждений образования.

Не допускаются к поставке в объекты общественного питания учреждения общего среднего образования, специального образования, профессионально-технического и среднего специального образования и использованию в питании обучающихся газированные напитки, чипсы, острые сухарики, кофе натуральный. Реализация в буфете учреждения образования отдельных мучных блюд (пиццы, смаженок или сосисок в тесте) должна быть ограничена до двух раз в неделю.

В учреждениях образования необходимо проводить работу по повышению уровня информированности обучающихся в области здорового питания, что предусмотрено Концепцией государственной политики в области здорового питания населения Республики Беларусь и Программой действий по ее реализации, принятыми в сентябре 2015 года. С этой целью рекомендуем проводить тематические классные часы «Здоровое питание – основа здоровья», воспитательные мероприятия по указанной тематике (уроки и дни здоровья, конкурсы, викторины, выставки рисунков, плакатов), размещать информацию по данной теме на сайтах учреждений образования. На формирование у учащихся учреждений общего среднего образования навыков здорового питания направлены факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания» (I-II классы), «Здоровый образ жизни» (I-IV классы), «Культура здорового образа жизни» (ІХ класс) и др.

Кроме того, в учреждениях образования необходимо внедрять безналичную форму оплаты за питание.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, УТИЛИЗАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

При организации питания в учреждениях образования должен осуществляться производственный, в том числе лабораторный, контроль качества и безопасности питания с учетом санитарных норм и правил, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов. Кратность лабораторного контроля, перечень исследуемых показателей качества и безопасности приготавливаемой пищи устанавливаются в программе производственного контроля, разрабатываемой руководителем учреждения образования или субъекта предпринимательской деятельности, организующего питание, в порядке, установленном техническими нормативными правовыми актами на основе анализа рисков и определения критических контрольных точек.

По результатам лабораторных исследований продукции на полноту вложения сырья необходимо принимать меры по устранению выявленных недостатков и предупреждению нарушений технологического режима приготовления пищи.

Каждая партия приготовленной пищи до раздачи должна подвергаться бракеражу (комиссионной оценке качества) с отметкой результатов в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном).

В состав бракеражной комиссии входят заведующий производством или повар объекта общественного питания учреждения образования, представитель администрации учреждения образования, медицинский работник, дежурный по объекту общественного питания педагогический работник.

Поставка пищевых продуктов и продовольственного сырья в учреждения образования должна осуществляться в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания и имеющимися условиями их хранения (скоропортящихся продуктов – по кольцевому завозу).

Работники объектов общественного питания должны соблюдать правила личной гигиены, при приготовлении блюд, при выдаче и порционировании блюд использовать одноразовые перчатки, смена которых должна проводиться после каждого использования.

Работа с отходами производства в объектах общественного питания организуется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» и другими нормативными правовыми актами.

Пищевые отходы животного происхождения обеззараживаются и утилизируются как бытовые.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПИТАНИЯ

Необходимо обеспечивать исправность торгово-технологического и холодильного оборудования, установленного в объектах общественного питания. Оценка торгово-технологического и холодильного оборудования на соответствие паспортным характеристикам должна проводиться перед началом учебного года. В случае выхода торгово-технологического и холодильного оборудования из строя необходимо своевременно осуществлять его ремонт или замену. Возмещение расходов по содержанию, эксплуатации, капитальному и текущему ремонту имущества осуществляется в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Рекомендуется устанавливать современное высокотехнологичное оборудование, обеспечивающее приготовление пищи с минимальными потерями питательных веществ (витаминов, микроэлементов), оборудование для нарезки гастрономии, овощей и др.

Закупку торгово-технологического и холодильного оборудования для объектов общественного питания учреждений образования по техническим характеристикам необходимо согласовывать с субъектами общественного питания.

IX. КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

В учреждениях образования должен быть организован действенный контроль, мониторинг организации и качества питания обучающихся, эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. При выявлении фактов хищений, использования недоброкачественной продукции и иных нарушений безотлагательно принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

С целью обеспечения безопасного и качественного питания в учреждениях среднего специального и высшего образования необходимо создавать общественные советы по контролю за организацией питания (советы по питанию) под руководством одного из заместителей руководителя, включив в их состав представителей профсоюзных организаций, общественных объединений и студенческого самоуправления; в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования – активизировать работу советов по питанию, включив в их состав представителей профсоюзных организаций родительской общественности.

Вопросы организации питания обучающихся необходимо рассматривать на заседаниях педагогических советов учреждений образования, коллегий (советов) структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, торговли и услуг с участием представителей учреждений государственного санитарного надзора, иных заинтересованных с принятием конкретных решений по улучшению качества питания обучающихся в учреждениях образования.

Своевременно осуществлять повышение квалификации работников объектов общественного питания, медицинских работников, проводить организационно-методическую работу с руководителями учреждений образования, педагогическими работниками и иными заинтересованными по вопросам организации питания в межкурсовой период.

свернуть

Образцы заявлений

Рекомендации по организации рационального и здорового питания школьников

Неправильное питание не только замедляет рост и развитие детей, но и может быть причиной многих заболеваний. В первую очередь питание ребенка должно быть разнообразным с достаточным количеством витаминов. В рационе школьника должны присутствовать разные продукты, приготовленные различными способами. Родители должны тщательно следить за тем, что ест их ребенок. Ведь если ребенок правильно питается, ему легче справляться с умственными и физическими нагрузками.
В школьном возрасте особенно важно, чтобы питание было полезным и здоровым. Организму школьника регулярно требуется количество жиров, белков и витаминов, которое необходимо для здорового роста и правильного развития.

Ребенку или подростку также важно, чтобы те продукты, которые он ест, были не просто полезными, но и вкусными.

Выбирая школу, в которой будет учиться ваш ребенок, обязательно ознакомьтесь с тем, есть ли в этой школе столовая или буфет, что там продается и по какой цене. Лучше иметь представление о школьном меню, чтобы знать, какие продукты и в каком количестве ребенок получает в течение дня, и требуется ли ему дополнительная еда.

Грамотные советы по правильному питанию для школьников можно прочитать в соответствующей литературе, но в основном они состоят из следующих рекомендаций:

Главным образом, ребенок не должен испытывать недостаток в йоде и кальции. Дефицит кальция будет означать дефицит роста, кальций является также важнейшим веществом, благодаря которому происходит рост и укрепление костной системы. Много кальция содержится в молочных продуктах, твороге, сыре.
Бутерброды или сэндвичи можно готовить самые разные, главное, чтобы они были питательными и вкусными. Хорошо, если это будет специальный хлеб с отрубями, или черный, но не сдобная булка. Для начинки используйте нежирную ветчину, сыр (очень хорошо сочетаются вместе), покупные или самодельные паштеты, кусочки филе. Можно использовать и рыбное филе, и мясное, украсить бутерброд зеленью, петрушкой или укропом. Кстати, сэндвич с ореховым маслом составит прекрасный десерт для ребенка.
Следуя советам по правильному питанию для школьников, помните, что основное время ребенок проводит в школе, и он должен регулярно получать весь необходимый набор полезных веществ для организма, витаминов и микроэлементов.

Дети очень подвижны, любят бегать, шуметь, и энергии им требуется очень много. А основной источник энергии – это здоровое питание. Детям нравится перекусывать шоколадками, сладкими булочками, с разными газированными напитками типа спрайта или кока-колы. Конечно, ни такая еда, ни напитки пользы организму не приносят. Детей тянет на такие сладкие перекусы, потому что так можно заглушить чувство голода (и, конечно, из-за любви к сладкому). Но это неправильно, и нужно по возможности стараться объяснить ребенку, что яблоко куда полезнее сникерса. Также, яблоко, груша или банан отлично дополнят завтрак (или обед) для школьника. Овощи и фрукты вообще необходимы, такие блюда ребенок должен получать дома, восполняя недостатки питания в школе.

Советы по правильному питанию подразумевают, что школьник должен регулярно (лучше каждый день) употреблять в пищу какие-либо фрукты или овощи, желательно сырые, или приготовленные способом, сохраняющим наибольшее количество витаминов.

Если ребенок ну очень любит шоколадки, конечно, не следует совсем ему в них отказывать, тем более что в определенных количествах шоколад даже полезен. Известные фирмы сейчас выпускают специальный детский шоколад, он предпочтительнее, чем шоколад для взрослых. Продукты, которые вы даете ребенку, должны содержать как можно меньше красителей, консервантов и иных ненатуральных добавлений и примесей. Колбасы и сосиски – совершенно лишний продукт для школьников, поэтому уберите их из рациона. Также, в школу с собой ребенку можно дать злаковое печенье, это также будет помощью в обеспечении организма необходимыми углеводами.

Рекомендации по правильному питанию для детей также даются и в отношении жидкости, которую следует употреблять. Это может быть чай (некрепкий), какао с молоком на завтрак, молоко, кефир, соки (натуральные или пакетированные), очищенная минеральная вода. Чрезмерного употребления газированных напитков необходимо избегать. Вообще, питание школьника в первую очередь зависит от его возраста. Для первоклашки завтрак восьмиклассника, конечно, будет неуместен, и наоборот. Учитывайте индивидуальные особенности и вкусы ребенка, чтобы он с охотой ел завтрак, принесенный из дома, и по возможности меньше ел конфеты и вредные чипсы, купленные им в магазине или школьном буфете.

Помните, что питание для школьников – это единственный источник для роста и развития, и задача родителей ничего не упустить в этом важном вопросе. Уходя в школу нужно, чтобы ребенок успел позавтракать дома, съел кашу (овсяную, манную, гречневую), или омлет, или, если совсем опаздывает, то хотя бы кукурузные хлопья с молоком. Правильный завтрак – это заряд бодрости на весь день.             

 


свернуть

Питание школьника

765

 

Школьник должен расти здоровым, активным, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.

Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.

Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла -калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:

- 7-11 лет - от 2250 до 2550 калорий;

- 11-15 лет - от 2850 до 3300 калорий;

- 15 лет и старше - от 3300 до 3800 калорий в сутки.

Какая же пища нужна учащемуся? Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, - должны быть в рационе в достаточном количестве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок - наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающего «занимать первое место».

При недостатке его в пище возникают:

- слабость;

- вялость;

- падение веса;

- отставание в росте;

- снижение сопротивляемости к болезням.

Избыток ведет к:

- нарушению обменных процессов;

- снижению аппетита.

Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах.

Животные белки в:

- молоке;

- мясе;

- рыбе;

- яйцах.

Растительные белки в:

- бобовых;

- гречневой крупе;

- рисе;

- картофеле;

- свежей капусте.

Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами.

Жиры также входят в состав органов и тканей; покрывая внутренние органы, они предохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная жировая прослойка способствует уменьшению отдачи тепла организмом.

Кроме того, жиры являются источником энергии и обеспечивают нормальное состояние иммунитета. Наличие жира в пище делает ее вкусной и дает более длительное насыщение.

Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при низкой температуре:

- сливочное масло;

- жир:

а)молока;

б)сливок;

в)яиц.

Кроме того, эти жиры содержат витамины А и D.

Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирные кислоты, являющиеся веществами, биологически важными для организма.

Углеводы - главный источник энергии в организме. Они имеются в растительных продуктах. Из продуктов животного происхождения только одно молоко содержит углеводы (молочный сахар). В овощах, картофеле, крупах, муке, хлебе углеводы содержатся в виде крахмала (картофельного, рисового, пшеничного); во фруктах, ягодах и некоторых овощах - в виде Сахаров (свекловичного, тростникового, виноградного).

К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки клеток овощей и злаков. Несмотря на то что клетчатка почти не усваивается организмом, некоторое количество ее необходимо в пище здорового ребенка для нормальной работы кишечника.

Для этого в рационе питания должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, бахчевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Они представляют собой ценное природное лекарство, обладающее целым рядом полезных свойств:

- отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;

- в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нервную систему;

- отруби способствуют выведению из организма аллергенов, холестерина.

Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный(!) кефир); их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Мясо лучше употреблять отварное, хлеб с отрубями вчерашней выпечки.

Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, сухофрукты, курагу, чернослив, инжир.

Приемы пищи должны происходить в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Если ребенок привыкает принимать пишу в одни и те же часы, то к этому времени, еще до приема пищи, у него начинает выделяться желудочный сок -«аппетитный». Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.

При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приемами пищи должны составлять около 4 часов. Более частое питание рекомендуется только физически ослабленным детям и по медицинским показаниям.

Наиболее целесообразно придерживаться примерно следующего режима питания:

7.00

Завтрак, состоящий из двух блюд:

первое- каша, яйца, творог, овощи, картофель;

второе- кофе, молоко, чай с молоком, какао.

13.00 -14.00

Обед:

первое- суп мясной, овощной или молочный;

второе- рыба, мясо, крупяные или овощные гарниры;

заканчивается обед сладким (компот, кисель, фрукты, ягоды).

16.30

Полдник, состоящий из питья (кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком), мучных изделий (булочка, печенье, бублик), фруктов и ягод.

19.30 -20.00 

Ужин:

первое- каши, запеканки, творожные и яичные блюда, крупяные или овощные котлеты;

|второе-чай, кефир, молоко, сок.

Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, должны вставать и завтракать в одно и то же время.

Пред едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты). Они способствуют выделению пищеварительных соков. Острые закуски, содержащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.

Горькие овощи: редьку, чеснок, лук - целесообразно употреблять в умеренных количествах. В качестве питания детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы.

Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 15-20 минут, для обеда - 20-25 минут, для полдника - 5-8 минут.

Особое внимание родителей должно быть обращено на прием детьми завтраков в школе.

Если ребенок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме пищи отрицательно сказываются на функциональном состоянии центральной нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).

Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Наблюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.

Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.

ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ЗАВТРАКОВ:

1-й день:

Мясные котлеты с овощным гарниром. Чай с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты

2-й день:

Запеканка из творога со сметаной.

Кисель.

Хлеб пшеничный.

Фрукты.

3-й день:

Сосиски с тушеной капустой. Кофе с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты.

4-й день:

Пудинг морковный.

Молоко.

Хлеб пшеничный.

Фрукты.

5-й день:

Рыба жареная с картофельным пюре.

Хлеб ржаной.

Компот.

Фрукты.

6-й день:

Капустные котлеты. Простокваша или кефир. Хлеб пшеничный. Фрукты.

Школьный период — это один из наиболее важных периодов для развития ребенка. Именно в эти годы происходит процесс формирования организма, половое созревание, становление ребенка как личности. И немаловажную роль в этом процессе играет правильное питание школьников. Именно правильное и здоровое питание поможет вашему ребенку создать гармоничную и целеустремленную личность.

свернуть

Здоровое питание школьников

При всем возможном разнообразии питания школьников в течение дня, есть несколько современных диетологических правил, которых следует стараться придерживаться:

1. В течение дня ребенок должен съедать, как минимум 1 фрукт средних размеров и 2 овоща.

2. Животные белки должны присутствовать в его рационе ежедневно.

3. Красное мясо во время учебы должно быть не чаще 1-2 раз в неделю.

4. Рыба наиболее богата полезными для мозга питательными компонентами и микроэлементами, поэтому она должна быть, как можно чаще в питании школьника. Идеальный вариант - 3-4 раза в неделю.

5. Дети испытывают постоянный недостаток витамина С, который легче всего восполнить капустой и картофелем. Хотя эти овощи и не являются рекордсменами по этому витамину, но возможность съедать их сравнительно большими порциями, делает эти овощи первостепенным источником витамина С.

6. Включайте в  рацион ребенка орехи, которые очень полезны для мозга. Но не больше нескольких штучек в день, т.к. это трудно перевариваемая и высококалорийная пища.

7. Питание школьников должно состоять, как минимум из 4 приемов пищи. Два из которых должны содержать горячие блюда.

Приблизительное меню питания учащегося


Завтрак: 

Каша, запеканка или яйца. Цельнозерновой хлеб. Сыр. Чай с медом, кефир или какао, если нет каши, то стакан молока.

Обед:

Бульон, мясо, птица или рыбас гарниром, овощной салат, компот из свежих или сухих фруктов.

Полдник:

На полдник ребенку можно дать сладкую сдобу - булочку, печенье, кекс и т.д. Напитки - сок, молоко, какао, кофе с молоком.

Ужин:

Горячее блюдо - яичница, каша, запеченная или на пару рыба, фаршированные овощи и т.д.

Нормы питания школьников
Лучшим соотношением основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) для учеников считаются пропорции 1:1:5 или 1:1:4. При этом:

1. Школьникам до 11 лет, в среднем за сутки, должно доставаться по 70-80 г белков и жиров, и 280-330 грамм углеводов. Или из расчета 2,5-3 г белка на 1 кг веса.

2. Учащимся 12-17 лет - 90-100 г белков и жиров, и 420-470 грамм углеводом. Или 2-2,5 г белка на 1 кг веса.

Детям занимающимся еще и в спортивных секциях, количество белка должно быть увеличено:

1. Школьникам 10-13 лет до 116-120 грамм белка в сутки.

2. Учащимся 14-17 лет до 132-140 грамм.

В питании школьника должно быть: кальция - 1 г, фосфора - до 2 г, железа до 20 мг. Не менее 2 мг каротина и рибофлавина, 1 мг витамина А, 15 мг РР, 50мг С и до 1000 единиц витамина В.

Как показывает практика, школьники испытывают наибольший недостаток в витаминах С, В2 и А. Поэтому, если нет возможности получить их из пищи, особенно зимой, то надо использовать пищу обогащенную этими витаминами. Рекомендуется использовать таблетки аскорбиновой кислоты. Их лучше добавлять в охлажденные кисели или компоты.

При питании школьников важно учитывать качество белков. Так животные белки должны составлять не менее 65% всего белкового рациона, при этом наиболее оптимальны для детского организма молочные. Для учащихся детей норма молока может доходить до 500 мл, что соответствует 25 граммам сгущенного, или 12 граммам сухого молока.Для правильного развития школьника в его питании должны обязательно присутствовать незаменимые аминокислоты - триптофан, гистидин и лизин, которые содержат яйца, рыба и мясо.

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ПУТЬ К ЗНАНИЯМ

Совершенствование системы питания в школе напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране. Здоровое, рациональное питание имеет первостепенное значение для предупреждения многих хронических заболеваний, определяющих в настоящее время в России преждевременную смертность и низкую ожидаемую продолжительность жизни.

Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.

Задачи:

обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
обеспечение доступности школьного питания;
гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
предупреждение (профилактика) среди детей и подростков, инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;
пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
 Наблюдается положительная динамика охвата горячим питанием, которая происходит благодаря:

усилению просветительской работы среди родителей;
результатам организации образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
предоставлению качественного питания;
использованию продуктов местных производителей
Профилактика витаминной недостаточности

Основной принцип питания школьников - полноценное разнообразие  меню, богатое витаминами, минералами, белками и клетчаткой.

Именно в школьном возрасте наблюдается: снижение слуха, зрения, дефекты речи, нарушение осанки. Это — неизбежный результат количественного и качественного голодания... Скрытые формы витаминной недостаточности не имеют внешних проявлений и симптомов, однако снижают работоспособность, общий тонус организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам.

Для организации дополнительной витаминизации школьных обедов приобретается порошок «Аскорбиновая кислота» для приготовления раствора для приёма внутрь. Аскорбиновая кислота  в виде  дозированного порошка белого цвета. Используется как витаминный препарат, который  играет важную роль  в регуляции окислительно-восстановительных процессов, углеводного обмена, способствует повышению сопротивляемости организма. Витамин С  не образуется в организме человека, а поступает  только с пищей. Витаминизация пищи важна зимой и весной, но при полноценном питание человек  не испытывает  дефицит в витамине С. Он важен в период роста, при высоких нагрузках.

В школе разработана Инструкция по проведению С-витаминизации. Поварами изучена инструкция по применению витаминного препарата. Осуществляется витаминизация третьих блюд под руководством медицинского работника школы. Для приготовления напитков используется 1г. на 1 литр напитка (сок, кисель, компот из сухофруктов). Витамин С переносится детьми хорошо, Дети, у кого возможна аллергическая реакция на препарат (по согласованию с  родителями) взяты медработником под контроль. Часто в школьное меню включаем чай с лимоном. Цитрусовые являются органическим источником витамина С.

Советы родителям по составлению меню для своего ребенка

Обязательно кормите ребенка горячим завтраком!!!

Было доказано, что у детей, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается работоспособность и концентрация внимания, ухудшается память.

Запланируйте перекус!

Растущий организм не переносит длительных перерывов между приемами пищи. У многих детей резко падает уровень сахара в крови. Они чувствуют слабость, головную боль, головокружение. Никакие учебные премудрости до ребенка в таком состоянии не дойдут.

Школьнику нужен горячий обед!!!

Желательно, чтобы он состоял из салата, супа, мясного блюда с гарниром, напитка. Если ребенок не успевает пообедать дома, он

Должен поесть в школе!

Узнайте, чем кормят ребенка в школьной столовой!!!

Зная меню школьной столовой можно скорректировать домашний рацион, чтобы за день ребенок получал все необходимые ему питательные вещества. В период межсезонья, осенью и весной, нужно обязательно давать детям витаминно-минеральные комплексы.

Приготовьте вкусный ужин!!!

На ужин можно приготовить мясо, рыбу или птицу с овощными или крупяным гарниром. Не забывайте про салат. В качестве заправки лучше использовать растительное масло или сметану.

Помните, что недоедание, нехватка калорий или хотя бы одного питательного вещества, витамина или минерала вызывает повышенную утомляемость, снижение интеллектуальной и физической активности, а главное - повышает риск простудных и других инфекционных заболеваний.

свернуть

Витамины

Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.

Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.

Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.

Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.

Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.

Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.

Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.

Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, капусте и т.д.

Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.

Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Его много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.

Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.

Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.

Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.

свернуть

Как правильно питаться школьнику

Всем известное трио основных питательных веществ – белки, жиры, углеводы – содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении.
Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими – всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном.

Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!

Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и диабету, совсем отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя  завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком – это наилучший вариант. Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет – 2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции или учится в школе с углублённым изучением предметов нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал.

Оптимальный режим питания школьника:

1 завтрак:    7.00 – 7.30
2 завтрак:    10.30 – 11.00
Обед:            14.00 – 15.00
Ужин:           19.00 – 20.00

свернуть

Школьное питание-залог здоровья подрастающего поколения