СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЯМ

Региональная карта Брестской области: оказание помощи несовершеннолетним, потерпевшим от сексуального насилия и эксплуатации

Памятка для родителей «Сохранение половой неприкосновенности»

 

1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.

2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке».

3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.

4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом, даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания. Преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.

5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.

6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.

7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.

8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.

9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.

10. Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.

11. Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.

Что должен знать и уметь ребенок:

уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.

свернуть

ИНФОГРАФИКА

Профилактика насилия

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

К сожалению, эта тема не теряет своей актуальности. И невольно задумаешься – неужели в мире так много «ЗЛЫХ» родителей? И как отличить обыденные наказания от жестокого обращения?

К формам жестокого обращения с детьми относятся следующие:физическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка и психологическое подавление личности. Последнее происходит практически в каждой семье.

Психологическое насилие – это поведение взрослых, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, завышенные требования, без учета возрастных, индивидуальных особенностей, отвержение ребенка, совершение в его присутствии насилия по отношению к супругу или другим детям.

Отсутствие любви у женщины к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности, уже расценивается как жестокое обращение. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности, они часто имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Что же значит ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?

Любить ребенка – это значит уделять ему время. Важно не количество, а качество, ни сколько часов вы проведете рядом с ребенком, а как. Порой 10 минутная доверительная беседа, одна игра или общее дело запоминаются ребенком на всю жизнь.

Жестокость – это не только когда бьют или ругают, но и Равнодушие, когда имя ребенка «НИКТО», когда его просто не замечают, не интересуются его делами, интересами, чувствами. И если родители говорят, что им некогда заниматься своим ребенком, много работы и не хватает времени поговорить с ним, то они должны быть готовы к тому, что когда ребенок вырастет, у него может не хватить времени позвонить, приехать, помочь своим престарелым родителям…»

Любить – значит видеть в ребенке больше (+++) , чем (--). Часто взрослый начинает легко перечислять недостатки ребенка, а о его достоинствах вспоминает с трудом или вообще ничего не может отметить. Вот так и в жизни – замечаний много, а похвалить вроде бы не за что, отсюда появляются и проблемы поведения, развития ребенка.

Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Ты мне дорог!», «Как хорошо, что ты есть!», «Я люблю тебя таким, какой ты есть!». Эти слова бесценны, они вселяют веру, помогают пережить любой стресс. А вот оценка отдельных поступков должна быть справедливо критичной.

Любим – значит дарим подарки. Их дети очень ждут. Но подарок не должен заменять общение с ребенком, не должен быть средством контроля (если будешь себя хорошо вести…

Я же тебе купил, а ты….). Дарим, просто так, чтобы порадовать.

Любить – значит передавать свои знания, умения, жизненный опыт.

Подумайте, чему вы научили своего ребенка? Назовите 3 вещи, 3 урока, которые ребенок может пронести через всю жизнь…

Почему родители порой жестоко обращаются с детьми?

- Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов.

-Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить.

- В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми

Воспитание детей – процесс сложный, требующий душевных сил, терпения. Часто родитель эмоционально «выгорает». Чтобы спокойно реагировать на детские шалости, держать себя в руках при конфликте, показывать ребенку пример достойного выхода из стрессовой ситуации, взрослые должны сами помогать себе, восстанавливать свои силы. Часто родитель говорит: «Я сгоряча!», «У меня не хватает терпения», «Мне самому нужен психолог». Это проблема родителя, а не ребенка. Изменят родители стиль общения, станут эмоционально уравновешенными, и проблема поведения ребенка исчезнет сама собой.

Лучше уйти и сделать передышку, чем воспитывать «сгоряча».

Только в уравновешенном состоянии получится определить: разговор ребенку, а ремень – брюкам, вспомнить, что ребенок – это часть родителя, его отражение.

Давайте, мы взрослые, сделаем так, чтобы наши дети чаще улыбались и радовали нас!

О наказаниях

Наказывая ребенка, надо твердо знать «ЗАЧЕМ» и объяснить ребенку, за что его наказывают. Психологи выделяют правила наказаний, чтобы они не превратились в жестокое обращение.

1.Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому

Лучше спросить у ребенка, как бы он сам себя наказал? Может желание наказать исчезнет у вас само собой.

2.Если есть сомнение, наказать или не наказывать - Не наказывайте!

Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы, нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3.За один раз - одно.

Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.

4.Наказание - не за счет любви.

(«Я тебя любить не буду»). Чтобы не случилось, не лишайте ребенка своей любви.

5.Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Побеседуйте с ребенком, может он сам давно уже понял свои ошибки.

6.Наказан - прощен.

Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

7.Без унижения, без оскорблений.

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение.

8.Если ребенок не понял, за что его наказали, объясните спокойно.

Иначе ребенок может затаить на вас обиду, гнев, которые при удобном случае найдут выход или заставят его лгать, более тщательно маскировать свои проступки.

9.Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева родителей, а их огорчения...

10.При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда дети сами ищут наказания, как последний шанс на любовь

Они начинают вести себя демонстративно, «выпрашивая» внимание к себе. Если нет похвалы, тогда хоть наказание. Это все таки лучше, чем равнодушие, чем оставаться не замеченным, быть НИКЕМ!

Ничто не оправдывает жестокое обращение

родителей к своим детям.

Родитель – не раб и не господин.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и

право быть свободным от страха и насилия.

 

Общие правила эффективного общения

  1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.
  3. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
  4. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
  6. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.

Живите и радуйтесь !

Очень важно в семье создавать атмосферу любви и жизнерадостности.

Научите ребенка встречать грядущий день с улыбкой и хорошим настроением. Улыбка может уберечь его от многих неприятностей, протянуть руку помощи.

Несколько раз в день улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Плохие поступки детей надо обсуждать с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки могут быть иногда неудовлетворительными. Взрослые должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.

Вспоминая с детьми прошедший день, уделите особое внимание удачам и успехам.

В момент неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими трудностями. Для этого несколько раз в день надо поразмышлять о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии.

НАШ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ – ЛЮБОВЬ, БЕСЕДА, ПОНИМАНИЕ!

 

 

 

свернуть

Профилактика эмоциональных нарушений у детей

 

     Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Для эмоциональной жизни детей дошкольного возраста характерны следующие особенности.

     Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей и адекватно на них реагировать. Сохраняется непосредственность и открытость детских переживаний – радости, печали, страха и др. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах. В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.  Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.

  Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь»,  ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем и т. п. Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком. Основными причинами  проявления эмоционального неблагополучия ребенка являются:

  • особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
  • индивидуальные особенности (например, темперамент);
  • взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).

   А теперь поговорим об очень важной проблеме - о наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой.    Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.

  Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями. Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.

Правила поддержания дисциплины:

при наказании ребенка лучше лишать хорошего, чем делать ему плохое;

требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть);

должна быть согласованность правил между родителями;

предъявления требования или запрета должен быть   дружественно-разъяснительным, а не повелительным;

объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.

А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики. Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание.
  2. Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной родительской власти и опеки).
  3. Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей - он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности - протесты, непослушание.
  4. Потеря веры в собственный успех («Мне все равно...», «Пусть буду плохим...»).

Влияние телевидения. На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.

  1. Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев) любит ваш ребенок.
  2. Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?
  3. Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком, вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас идут?
  4. Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра телевизора вашим ребенком?

   Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить. Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.       Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы - каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок. Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.

  Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?

 

свернуть

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам.

Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально- правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей.

Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере.

Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно- нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
ПОЛОВОЙ 
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ
СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
   

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

 К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

1) изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));

2) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

3) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);

4) развратные действия (ст. 169 УК);

5) понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);

6) использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК);

7) вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 171-1 УК).

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних.

Среди них:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
  • Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
  • О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
  • Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г.№ 94-3;
  • Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно- трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
  • Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
  • Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция и т.п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  1. не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
  3. не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.

   К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:

  1. половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
  2. мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
  3. введение различных предметов во влагалище или анус;
  4. мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

   К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

  1. демонстрация эротических и порнографических материалов;
  2. совершение полового акта в присутствии ребенка;
  3. демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  4. подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать: «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно.

Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.

Миф 2 Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.

Миф 3 Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4 Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5 Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6 Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7 Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому).

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  1. патриархально-авторитарный уклад;
  2. плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  3. конфликтные отношения между родителями;
  4. мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  5. ребенок долгое время жил без родного отца;
  6. вместо родного отца отчим или сожитель матери;
  7. мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  8. родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  9. родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  10. мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п.

   Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:

  1. лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
  2. подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
  3. лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
  4. лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
  5. лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
  6. лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
  7. лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
  8. лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

 

свернуть

Как защитить детей от преступлений против половой неприкосновенности

Памятки для родителей: как уберечь детей от педофилии

КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ: КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ!

В настоящее время во всем мире, а также в Республике Беларусь, наблюдается рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие обращаются в медицинские учреждения.

За 9 месяцев текущего года количество детей, пострадавших от насилия, возросло на 52,5 % (с 354 до 540). При этом практически в половине случаев потерпевшими выступали малолетние 48,3 %, а их число увеличилось почти в 2 раза (+ 97,7 %, со 132 до 261).

В ходе служебной деятельности сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и отделения по наркоконтролю и противодействия торговле людьми непосредственно взаимодействуют с несовершеннолетними и лицами, на которых возложены обязанности по их воспитанию, посещают места их проживания и учебы, в связи с чем имеется возможность первоначально реагировать на поступающие заявления и сообщения, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних.

Преступники могут применить не только насильственные, но и соблазнительные приемы. Они могут предложить конфеты, мороженное, игрушки, либо обещать показать, что-то интересное, позвать поиграть в компьютерные игры у него дома.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружком, секцией, занимается репетиторством).

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Так им проще найти общие интересы с несовершеннолетним, наладить психологический контакт, совершить те или иные груминговые преступления (секстинг, сексчатинг, сексторшн).

Груминг – склонение детей к действиям сексуального характера с использованием сети интернет.

Сексчатинг – это общение на сексуальные темы.

Секстинг – пересылка сообщений и изображений интимного содержания.

Сексторшн – представляет собой шантаж с использованием материалов интимного характера.

В связи с этим, родителям стоит обратить больше внимания на сексуальное воспитание своих детей и озаботиться тем, что делают их дети в сети интернет, с кем они общаются, и если круг общения гораздо старше, которые общаются активно с ребенком, а тем более затрагивают сексуальные темы, то родителям по данным поводам следует сильно насторожиться.

На территории Республики Беларусь функционирует Интернет-ресурс «Kids.pomogut.by» в части возможности получения полезной информации, онлайн-консультирования, в т.ч. в рамках работы «горячей линии» и иной помощи по вопросам защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации. 

 

 

свернуть

8 способов отучить ребенка брать чужие вещи

 
1 Регулярно выдавайте детям определённую сумму на карманные расходы. Ребёнок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.
2 Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребёнка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.
3 Даже если вы точно знаете, что ребёнок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему «плохую дорожку» в жизни и т.д.
4 Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдить своих детей».
5 Не вспоминайте прошлые проступки ребёнка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.
6 Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом.
7 Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведённой им в книге «Разговор со смертью»: «Если ребёнок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться её
возвращать. Пусть ребёнок сам отдаст эту вещь и попросит прощения» Такой урок надолго останется в его памяти.
8 Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребёнок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребёнок-то всё равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: «Мне не нравится, как ты поступил, но я всё равно тебя люблю. Я помогу тебе справится с любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше.»
свернуть