ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ- ВЫПУСКНИКУ

Экзамены: волнуйтесь спокойно!

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Во время экзамена

Позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся.

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью

1. Правильно дышать

Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления волнения. Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб и так называемая «медвежья болезнь», заставляющая несчастного учащегося метаться между аудиторией и туалетом. Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Выдох должен в два раза длиннее вдоха.

Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета — вдох, на пять-шесть— выдох.

Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом  дыхания. При этом слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.

2. Переименование

Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

3. А можно сделать и так

Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа, — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой, записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили.

Если вам задают дополнительный вопрос. Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

  1. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого (логического) и правого (образного) полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
  2. Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

Родителям выпускников

В экзаменационную пору родители должны иметь основную задачу – создание благотворной обстановки для ребенка.

  • Поддерживать, поощрять, помогать.
  • Самое главное НЕ ЗАПУГИВАЙТЕ! ребенка, лишний раз не напоминайте ему об ответственности и сложности предстоящего мероприятия.
  • Соблюдайте спокойствие т.к. волнение передается и ребенку.
  • Невзирая на результат экзамена, щедро, часто и от всей души говорите ребенку о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится!

Педагогам

  • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
  • Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
  • Поддерживайте выпускника при неудачах.
  • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности

Успешной сдачи экзаменов!

свернуть

День открытых дверей: зачем ходить и как получить от этого пользу

День открытых дверей: зачем ходить и как получить от этого пользу

Чтобы не мучали сомнения, куда поступать, посети День открытых дверей в интересующем тебя учебном заведении. И неважно, собираешься ты поступать в вуз или колледж, уходить после 9 или 11 класса.

Задавай вопросы по поступлению

Обычно перед абитуриентами выступают представители приёмной комиссии — у тебя есть возможность получить информацию из первых уст. Ознакомься с правилами приёма в вуз, перед тем как пойти на ДОД, чтобы на месте уточнить всё непонятное. Не бойся заглянуть в кабинет приёмной комиссии и пообщаться с сотрудниками. Если хочешь, возьми с собой родителей для поддержки. К слову, воспользуйся случаем и расспроси о целевом направлении. Даже если ты пока не собираешься брать этот документ, перед самим поступлением твоё мнение может измениться, зато ты будешь знать, где его взять.

Поинтересуйся насчёт будущего распределения

Когда ты становишься студентом-бюджетником, помимо собственных планов на будущее учитывай и то, что на тебя рассчитывает государство. Чтобы представление о распределении совпало с реальностью, уточни, куда направляют выпускников этого учебного заведения. Ориентируешься на платное обучение — спроси, где проходят практику студенты, куда есть возможность трудоустроиться после выпуска.

День открытых дверей (ДОД) - отличная возможность получить ответы на волнующие вопросы, познакомиться с учебным заведением, студентами, найти единомышленников

Погуляй по вузу

Любое учебное заведение, как радушный хозяин, старается показать себя с наилучшей стороны, оставить хорошее впечатление. Абитуриентов разместят в аудитории или актовом зале, перед ними выступят активные студенты, а заинтересованные преподаватели расскажут о специальностях. После выступления изучи вуз: загляни в другие аудитории, пообщайся со студентами, так впечатление об учебном заведении будет цельным.

Возьми буклет

Факультеты вуза обычно готовят информационные брошюры со всей необходимой абитуриенту информацией. Захвати буклеты, чтобы дома ещё раз внимательно изучить информацию. А если ты пойдёшь в несколько вузов на ДОД, то тебе будет проще выбрать университет, сравнив преимущества учебных заведений.

Стань студентом на день

Некоторые вузы (например, БГУ) дают возможность абитуриентам один день побыть в роли студента. Мероприятие проходит на осенних каникулах. Ты сможешь посетить лекции, пообщаться со студентами и преподавателями, пообедать в студенческой столовой. Чтобы попасть в число пробных студентов, обычно нужно зарегистрироваться и написать мотивационное эссе на тему «Почему я хочу быть студентом …».

Будь активным и любознательным, ведь речь идёт о твоём будущем!

свернуть

Ошибки выбора професси

1. Отождествление профессии со школьным предметом. Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.
2. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смут¬ные представления о той профессии, к выбору которой они тебя под¬талкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профес¬сий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями.
3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
4. Выбор профессии «за компанию». Если профессия нравится твоему другу – из этого ещё не следует, что она понравится и тебе. Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что подросток недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг.
5. Недостаточный учет своих способностей. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настро¬ить человека против этого рода занятий как такового.
7. Выбор исключительно по признаку престижности. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, что значит «иллюзия», «обман чувств»... Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
8. Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
9. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъ¬являют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности веро¬ятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интере¬сующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
10. Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия.

свернуть