ВАШ РЕБЕНОК – ВЫПУСКНИК

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются пере­живания. «Экзамены грядут, и протестует душа...» Эти слова, напи­санные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к со­циально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще уме­ние владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребен­ка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответствен­ным, сильным, активным и в то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности, создания благоприятной атмосферы доброжелательности.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и пре­обладание отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней не­защищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Выпускнику будет важна ваша психологическая поддержка, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испыты­вает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное со­стояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны ро­дители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы вы­хода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь принять сами и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, по­старайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребенок.

Подберите наиболее оптимальные решения ситуаций, которые мо­гут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологичес­кие и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не со­ставит большого труда для вас. Постарайтесь научиться сами, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодит­ся вашему ребенку на экзамене.

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой, уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые.

Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное реше­ние, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не сто­ит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать сни­зить значимость проблемы для себя и ребенка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благопо­лучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно ис­править!»

Очень многого можно добиться, если в своих действиях руковод­ствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

Успехов вам в достижении желанных целей!

 

Психологическая поддержка учащихся в период выпускных экзаменов

Психологическая поддержка учащихся в период выпускных экзаменов


Взрослому человеку не надо рассказывать, каково это - сдавать экзамены. Но совсем нелишне подсказать, каким образом можно поддержать в этот сложный период собственного ребенка. Вообще, по поводу экзаменов родители часто переживают сильнее, чем дети, и передают им свое настроение, напряжение. А важно настраивать на успех, особенно если ребенок тревожный. Родителям надо самим верить в благополучный исход и убеждать в этом ребенка, тем более что школьные экзамены не так страшны, как кажется - дети сдают их вполне успешно. Вообще сплотитесь вокруг подростка в эти трудные для него дни, всячески демонстрируйте ему дружеское участие, готовность помочь.
Расписание
Есть важное условие, без которого ребенку сложно сдать экзамены, не рискуя здоровьем: режим дня. Спать ребенок должен если и не больше, то никак не меньше обычного, потому что это единственная возможность быстро восстановиться после умственной и эмоциональной нагрузки: лег вечером спать - с утра как новенький. На первый взгляд несколько урезанных ночей не навредят, но у каждого свой запас прочности. Ребенок может начать жаловаться на боли в области сердца, неожиданно свалиться с ангиной или обострением хронической болячки уже после пары сданных такой ценой экзаменов.

Зубрежка
Уважаемые родители! Не заставляйте ребенка запоминать материал так, как лично вам кажется правильным. Если мама, будучи школьницей или студенткой, писала конспекты, это не значит, что ребенок, старающийся «сфотографировать» материал глазами, ленивый и занимается глупостями. Просто у мамы лучше развита механическая память, а у него - зрительная. Ребенок в старшей школе уже примерно понимает, каким каналом памяти пользуется. Переучивать по принципу «мать знает, как лучше» не надо.

Еда
Известный советский психолог Алексей Леонтьев советовал родителям «слегка перекармливать» ребенка в период экзаменов - это снижает нервную возбудимость. Однако при этом снижается и активность головного мозга - не зря ведь говорят, что сытое брюхо к учению глухо. Есть пища, стимулирующая работу мозга и слегка возбуждающая нервную систему, - это все углеводистое. В период экзаменов ребенку вполне можно разрешать сладости сверх обычного, тем более что шоколад, например, стимулирует синтез серотонина в организме, который обеспечивает активность и хорошее настроение. Таким же эффектом обладают бананы, какао, сладкий перец, блюда из баклажанов, куриная грудка - добавьте все это в рацион экзаменующегося.

Накануне экзамена
Ночь перед экзаменом - святая. Повторение, конечно, мать учения, а зубрежка - палочка-выручалочка не очень способных школяров, но все это не стоит последней предэкзаменационной ночи, проведенной в постели. Особенно это касается сдачи гуманитарных предметов, где успех напрямую зависит от того, насколько хорошо работает голова.

Без таблеток!
Успокоительные перед экзаменом - медвежья услуга: они тормозят активность головного мозга, тревожность, конечно, снижается, но ребенок при этом соображает медленнее, чем хотелось бы. Есть смысл дать мягкое успокоительное перед сном, чтобы сон был крепким - у тревожных детей на фоне стресса часто возникают проблемы с засыпанием. Лучше давать травы (что-то одно или в смеси) - валериану, пустырник, пион и т.п.

Есть простой закон борьбы с тревогой, которому стоит научить ребенка: если можешь делать - делай, если уже не можешь - пусть все идет своим чередом. Родителям же стоит почаще напоминать себе, что ребенка невозможно любить в зависимости от его оценок; какой бы ни была оценка, он ведь все равно ваш ребенок, и он – замечательный!

свернуть

Экзамен без стресса

Экзамен без стресса

Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации.
Как же правильно построить работу?
Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.
При этом нельзя забывать про коварные психологические "ловушки".
1. Эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где-то когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!
2. Эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом.
Не думать о провале!!!
Экзамен - волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована прежде всего необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване - пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен.
Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ - стоя "у доски", может быть даже в том же костюме, в котором отправишься на экзамен. О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого-то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.
Кто-то мудро заметил: "Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились". Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...
Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
Желаем успеха!

свернуть

Профориентация с... начальной школы

Как известно, большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда. Поэтому работу по профессиональному воспитанию учащихся следует начинать как можно раньше:

На 1 ступени общего среднего образования (I-IV классы) – в рамках профориентационной работы у детей формируются представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека;

На 2 ступени (V -IX классы) - профориентационная работа направлена на развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, на формирование профессиональной мотивации.

На 3 ступени (X -XI классы) - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения.

Одна из главных целей системы профориентационной работы в нашей школе – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами учащегося и потребностями рынка труда.

Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия. В нашей школе существует определенная система по профориентации учащихся. В работе педагогов и специалистов СППС нашей школы в данном направлении я бы выделила четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием; Экскурсии на предприятия, посещение дней открытых дверей в учреждениях профтехобразования, высшего образования, акция «Университетские субботы», ознакомление с банком данных востребованных специальностей и вакансий в регионе. Профессиональная информация включает в себя также подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. С помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии. Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. В рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

4.СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

свернуть